[лат. Marcus Flavius Valerius Constantius Herculius Augustus] (31.03 ок. 250, Дардания - 25.07.306, Эборак, ныне Йорк, Великобритания), рим. император (цезарь с 1 марта 293; август с 1 мая 305), основатель династии Флавиев (Константинов). Его титул Chlorus (букв.- зеленый) известен в источниках лишь с VI в. Муж св. равноап. Елены и отец имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337). Согласно сб. Scriptores Historiae Augustae и имп. панегирикам в честь имп. Константина, К. был сыном Евтропия, некоего знатного гражданина из Сев. Дардании (пров. Мёзия), и Клавдии, племянницы имп. Клавдия II Готского (XII Panegyrici latini. VII (6). 2. 2; VIII (4). 2. 5; Scr. hist. Aug. Prob. 22). Вероятно, Евтропий также был братом Евтропии, жены имп. Максимиана Геркулия. Генеалогия К. большинством совр. исследователей считается недостоверной и сфабрикованной при сыне К. имп. св. равноап. Константине I для обоснования прав Константина на Римский престол, хотя убедительных доказательств подложности сведений об этих родственных связях также нет. К. сделал военную карьеру; находился в составе личной охраны имп. Аврелиана (270-275), участвовал с ним в походах против царства Пальмиры, позднее получил чин трибуна, а при имп. Каре (282-283) стал наместником (президом) пров. Далмация. После захвата власти на Востоке империи имп. Диоклетианом К. поддержал его, перейдя на сторону императора незадолго до сражения на р. Марге (май 285). К 288 г. К. занимал пост префекта претория при дворе имп. Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана, управлявшего Западом империи. В 289 г. из политических соображений К. развелся со своей 1-й женой св. равноап. Еленой и женился на Флавии Максимиане Феодоре, дочери Максимиана Геркулия. В этом браке родились 6 детей: Флавий Далмаций, Юлий Констанций (оба соправители имп. Константина с кон. 20-х гг. IV в.; убиты в К-поле в 337 в ходе борьбы за власть после смерти Константина), Ганнибалиан Старший (ум. до 337), св. Констанция (впосл. супруга имп. Лициния в 313-324), Анастасия (впосл. супруга сенатора Бассиана) и Евтропия (ум. в 350; впосл. супруга Вирия Непоциана, консула 336 г.).
В 293 г. в ходе преобразования Диоклетианом системы имп. власти в тетрархию К. получил сан цезаря (младшего императора) и офиц. соправителя Максимиана. Церемония провозглашения К. цезарем состоялась 1 марта 293 г. в Медиолане (ныне Милан). Под управление К. перешли Галлия, Британия и, вероятно, Испания. Вскоре К. возглавил военные действия против узурпатора Каравзия, заставил его бежать из Галлии в Британию. Каравзий был вскоре убит, но его преемником в Британии стал Аллект, сохранявший власть на острове до 296 г. С кон. 293 г. ставка К. была расположена на рейнской границе империи в Августе Треверов (ныне Трир, Германия). Большую часть своего правления К. провел в военных кампаниях, в основном успешных, против германцев на границе, а также против узурпаторов. Крупнейшим военным предприятием К. была экспедиция в Британию в 296 г. против Аллекта, в ходе к-рой узурпатор был убит, а остров присоединен к Римской империи и передан под управление тетрархов. Войска К. дошли на севере до Адрианова вала, заново укрепив его как пограничную линию. В 298 г. К. отразил крупное нападение алеманнов на Виндониссу (ныне Виндиш, Швейцария); в 300 г.- набег франков на Рейне. Заключив мир с последними, К. предоставил им статус федератов империи и отдал запустевшие районы в Галлии для расселения.
В последние годы правления Диоклетиана началось обострение отношений между К. и Галерием, как его ближайшими преемниками по тетрархии, каждый из к-рых стремился обеспечить положение цезарей своим ставленникам. К. в целом занимал пассивную позицию и согласился с Диоклетианом, к-рый в 304 г. решил не предоставлять титулов цезарей ни сыну К. Константину, ни сыну Максимиана Геркулия Максенцию. 1 мая 305 г. на проходивших параллельно церемониях в Никомидии (ныне Измит, Турция) и Медиолане Диоклетиан и Максимиан отреклись от власти, К. и Галерий были провозглашены августами Запада и Востока, а цезарями стали Флавий Север (на Западе) и Максимин Дайя (на Востоке). Это компромиссное решение не привело к примирению тетрархов, и вскоре началось открытое политическое соперничество между группами сторонников К. и Галерия, причем последнего активно поддерживал Максимиан Геркулий. Летом 305 г. К., сославшись на ухудшающееся здоровье, потребовал от Галерия отправить к нему Константина, который до этого находился в Никомидии и оказался там в явной опасности. Константин спешно переехал в Августу Треверов. В кон. 305 - нач. 306 г. К. совершил еще одну экспедицию из Галлии в Британию, уже в сопровождении Константина, где добился победы над пиктами и получил титул Britannicus Maximus. Последние месяцы своей жизни (нач. 306 г.) К. провел в Эбораке, планируя продолжать войну на севере Британии. Находясь на смертном одре, он призвал свою армию провозгласить Константина своим преемником. В соответствии с его пожеланием незадолго до или сразу после смерти К. в Эбораке Константин был провозглашен императором.
По мнению большинства совр. исследователей, К. не поддерживал в своих диоцезах гонения на христиан в Римской империи, начатые Диоклетианом и Галерием на Востоке империи с 303 г. (Piganiol. 1932; Alfoldi. 1948; Jones. 1949; Barnes. 1981). Однако эта оценка нуждается в существенных уточнениях. Свидетельства писателей-христиан IV в. Лактанция и еп. Евсевия Кесарийского о поведении К. во время гонений противоречивы. Лактанций в кн. «О смертях преследователей» говорит, что К. позволял разрушать храмы, оставляя нетронутым «истинный храм веры в сердцах людей» (Lact. De mort. persecut. XV 6), т. е., по-видимому, в Галлии и Британии в этот период проводились конфискации и сносы помещений, где проходили собрания христиан, но арестов или осуждений самих верующих не было. Следует предполагать, что свидетельства Лактанция, работавшего в 10-х гг. IV в. и бывавшего на Западе, гораздо более достоверны, чем информация Евсевия, написавшего «Жизнь Константина» после 337 г. Представления еп. Евсевия о роли К. в гонении христиан сформировались во многом под влиянием позднейшей пропаганды Константина, к-рый, с 10-х гг. IV в. проводя религ. реформу в пользу монотеистического культа, стремился подчеркивать роль своего отца как благочестивого и толерантного императора, сопротивлявшегося насилию против христиан, чинимому его соправителями (Euseb. Vita Const. II 49). Т. о., еп. Евсевий, следуя офиц. оценке этих событий, к-рая была принята при дворе Константина, значительно преувеличивал степень толерантности К., хотя, согласно указанию Лактанция, вероятно, в его диоцезе гонения носили ограниченный характер. Кроме того, видимо, также в русле константиновской пропаганды еп. Евсевий даже пытался намекнуть на то, что К. фактически придерживался прохрист. взглядов (Ibid. I 17). Однако эти слова Евсевия скорее всего недостоверны.
Существенной проблемой остается определение собственных религ. взглядов К. Важнейшим свидетельством о них часто считается упоминание К. в панегирике, произнесенном в честь имп. Константина в 307 г. (XII Panegyrici Latini. VII (6). 14. 3). В нем сказано, что божественный К. (divus Constantius) по смерти был вознесен на небеса на колеснице и теперь оттуда с гордостью наблюдает за успехами своего сына. Многие исследователи приходили к выводу о том, что образ вознесения императора на колеснице должен быть тесно связан с культом Sol Invictus, в к-ром присутствовала подобная иконография. Тем не менее использование этого образа панегиристом в краткой фразе и без дальнейших объяснений может быть лишь риторической фигурой. Возникновение подобного образа применительно к К. может быть также связано с традиц. обрядом дивинации императора, что также имело лишь косвенное отношение к личным религ. взглядам обожествляемого. На основании этого и некоторых др. еще более сомнительных сведений мн. исследователи постулируют некую особую связь К. с культом Sol Invictus или Аполлона, к-рый мог считаться покровителем К., отражать протомонотеистическую форму верований К. и служить прообразом для дальнейших религ. поисков и реформ имп. Константина (Maurice. 1911; Castricius. 1969; Baynes. 1972; Barnes. 1981). Вместе с тем др. панегирик, произнесенный в честь Константина в 310 г., содержит иные образы, касающиеся религии К. В нем говорится, что после смерти К. «храмы богов были открыты перед ним и сам Юпитер протянул ему свою десницу» (XII Panegyrici Latini. VI (7). 7. 3). Эта фраза также может оцениваться лишь как риторический оборот, но одновременно она указывает на то, что К. сохранял вполне традиц. политеистические убеждения. Т. о., крайний дефицит источников не позволяет уверенно утверждать, что особая связь К. с культом Sol Invictus существовала, хотя и отрицать ее полностью также невозможно.
Сведения о дочери К. Анастасии (Anon. Vales. Chron. Const. 5. 14; Amm. Marc. Res gest. XXVI 6. 14) также не позволяют делать надежных выводов о религ. взглядах в имп. семье. Известно, что такое имя в эту эпоху использовалось в среде иудеев и христиан. Т. о., это означает, что в семье К. присутствовали некие важные персоны, симпатизировавшие христианам или иудеям, но кто именно - определить не удается. Возможно, что имя отражает влияние на К. его 2-й жены Феодоры. Однако отсутствие др. сведений, кроме упоминания имени Анастасии, не позволяет сказать об этих обстоятельствах что-то более конкретное.
Исследование М. Д. Смитом изображений богов на монетах К. показывает, что император довольно строго придерживался официальной формы религиозного культа, которая была установлена в тетрархии Диоклетиана (Smith. 1997). Будучи цезарем, К. выпускал монеты преимущественно с изображениями и надписями в честь Геркулеса (таких монет К. 60%), что отражало положение К. как соправителя Максимиана Геркулия. Вместе с тем от имени К. издавались монеты с изображениями Юпитера (21%), Марса (10%) и Sol Invictus (9%). После возвышения К. до сана августа он прекратил выпускать монеты с Sol Invictus и Марсом, но продолжал чеканить монеты с Юпитером и особенно часто с Геркулесом. Надписи на них также были обычными для всех тетрархов и большинства др. императоров III - нач. IV в. и гласили: «Iovi Conservatori» и «Herculii Conservatori» (Иовию (т. е. Юпитеру) либо Геркулесу хранителю). Т. о., нумизматические данные отражают офиц. религ. политику К. в рамках тетрархии и указывают на ее консерватизм, стремление следовать утвержденному культу Юпитера как традиц. верховного божества и Геркулеса как важнейшего «младшего бога» и не выделяться на фоне других императоров-соправителей. Монеты не подтверждают предположения ряда исследователей о некоем особом отношении К. к почитанию Sol Invictus или о его монотеизме. Впрочем, эти данные говорят лишь о поведении К. в публичной сфере и также не могут дать к.-л. сведений о частных религ. взглядах императора.